понедельник, 17 февраля 2014 г.

Мир фантазий ребёнка с синдромом Дауна

Пока Женя был совсем маленьким, я не раз перечитывала одни и те же строки из своего вузовского учебника о том, что чувство юмора и интеллект тесно связаны между собой. Заметив у сына достаточно острое чувство юмора ещё в дошкольном возрасте, я таким образом, возможно, не позволяла себе верить в то,что у ребёнка снижен интеллект. Я успокаивала себя. Прошли годы, тесты на IQ пройдены, интеллектуальные проблемы налицо, но чувство юмора так и не покинуло сына, слава Богу. Я долго пыталась понять, кто же  неправ--автор учебника или автор теста, а потом бросила эту затею.

Уровень развития речи Жени желает лучшего. Я учила говорить его готовыми штампами. Для ребёнка, который имеет серьёзные трудности в речи, это уже большое  дело -- знать и самостоятельно произносить готовые фразы "Рыба плавает", "Пчела приносит мёд", "Овца ест траву". Конечно же, произносить это к месту. Развивать фантазию ребёнка, предлагая ему придумать сказку, даже мысли не приходило. Конечно, я с восторгом читала, как ученики Ромены Августовой делали это, но была уверена, что моему сыну это не по плечу.

Сегодняшний вечер перевернул в моей  голове многое. Во-первых, я снова недооценила сына. Во-вторых, теперь я знаю, что вволю фантазировать можно и без совершенного владения речью. В-третьих, я укрепилась во мнении, что юмор и  IQ не связаны между собой. 

Мы всего лишь собирали разрезные картинки, а сколько интересного он выдал! С аграмматизмами, с жестами, пытаясь донести смысл, он придумывал свои истории, глядя только на предметные картинки. Рассказывал и смеялся, понимая,что его фантазии не имеют ничего общего с реальностью. Послушать эти сказки прибежала даже сестра, обычно не проявлявшая интереса к брату.

Поначалу я пыталась добиться от него банального "Утка ест ряску и хлеб", но когда увидела протест, то закрыла рот и смирилась с тем, что "Утка любит пряник и зефир, поехала в "Класс" покупать пряник и зефир, но денег нету", "Овца поедет в храм ставить свечку, поедет слушать Баха (а в сумке пряник), потом на автобусе и на троллейбусе домой", "Пчела будет обувать ботинки и ехать в метро". Мы с дочерью притихли почти на час, Женя нас развлекал.

Очень жаль, что я не умею нормально рисовать. Нарисовать бы сейчас раскраску к этим историям: пчелу в ботинках, сидящую в вагоне метро, овцу со свечкой перед иконами, утку с зефиром.  Тогда ребёнок смог бы лишний раз "прожить" то, что придумал. Прямо со страниц блога обращаюсь к тем, кто умеет рисовать. Возможно, для кого-то такая работа--пара пустяков. Сделайте нам доброе дело, нарисуйте три странички раскрасок. Мы и так практически никогда не просим о помощи, в основном всё сами, сами... Если будет настроение, можно не раскраску, а просто иллюстрации, чтобы по ним вспоминать рассказ. Заранее спасибо, если кто откликнется.

И в завершение скажу, что чудо сегодняшнего вечера произошло не просто так. Последнее время я уделяла детям не так много внимания. А сегодня раскидала немного свои домашние дела, утрясла рабочие, вдохновилась вчерашним посещением конференции по раннему развитию и, наконец, села поиграть с дитём в разрезные картинки. Получилось, как в том анекдоте, когда "Вырубили интернет, пообщался с родными. Оказалось, довольно интересные люди" Грустно, но  факт.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Улыбалась, читая ваш пост))) Молодцы!!! Таня, я тоже логопед, и ко мне обратилась мама неговорящей девочки, они её удочерили недавно и совсем не владеют информацией , что делать. Они из Одессы. Девочке 3 годика. Не подскажете ли, какие в Украине хорошие диагностические и коррекционные центры? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно познакомиться:). Ой, по всей Украине мне сложно что-то сказать, да и конкретно по Одессе тоже. В Харькове у нас их несколько, включая и мой. Если хотят, пусть мне наберут 099-488-39-44, вместе подумаем, куда им лучше обратиться. Может, подскажу прямо по проблеме ребёнка что-то.

      Удалить