Наверное, наш сегодняшний семейный вечер покажется нормальному человеку по меньшей мере странным. В стране неразбериха, доллар вырос в 2 раза, в связи с чем наши планы и мечты отодвинулись также вдвое, в квартире холодина, ожидаем холодную зиму с минимальным отоплением, у нашего папы на работе невероятные проблемы, а он после тяжелейшего рабочего дня слушает, сияя от счастья, мои рассказы о том, как мы съездили с сыном в школу. В процессе разговора мы с мужем признались друг другу, сколько радости доставляют нам самые незначительные успехи Жени. И что понять эту радость могут лишь семьи, воспитывающие таких же детей. К сожалению, даже самые близкие родственники не научились не то, чтобы нас понимать, а даже попросту верить в то, что Женя что-то умеет.
Я уже привыкла к вопросам типа "Зачем вы ездите в школу, если он и часа спокойно не высиживает?", "И что, он высиживает уроки нормально?", "Синтезатор с собой возили? И что, у него что-то получается?" Я не спорю в ответ, что Женя уроки не высиживает, он на них работает. Да, в своём темпе, но очень старательно и аккуратно. Я не достаю из портфеля тетради с классной работой по языкам и не показываю заработанные "десятки". Я не отвечаю: "Нет,блин! Ничего не умеет, просто так таскали за собой синтезатор, включить и выключить,опозориться". Я стала понимать, что в таких вопросах порою нет ничего злого и обидного,родные спрашивают с участием, с состраданием, на это нельзя обижаться и реагировать резко. Муж пока что к этому не пришёл, его такие вопросы задевают. Дело в том, что ни нам, ни ребёнку это сострадание не нужно. Нужны только вера в ребёнка и оптимизм, а в вопросах мы слышим только сомнение.
А Женины успехи в этом году действительно радуют.Недавно у сына была бессонница (сбился режим сна). Я застала его при включенном свете, одетым, в его комнате в 3 часа ночи. Он сидел за столом и...делал математику, повторял таблицу умножения.
Сегодня мы ездили поздравлять учителей. Женя подарил классному руководителю и директору школы свои музыкальные номера--"Подоляночка" и "Во поле берёзка". Пока что просто воспроизводил мелодии одним пальцем, но дома мы уже тренировались играть и всеми 5 пальцами правой руки, сын не противится этому, собственные успехи его подбадривают. Думаю, до Нового года он уже будет играть пьески с правильной "распальцовкой", а позднее сможет и выступать на школьных концертах (только для них придётся приобрести другой инструмент). И учитель, и директор остались очень довольны таким музыкальным подарком.
Естественно, что моего ребёнка невозможно было бы научить музыке традиционными методиками. Это доказал и весь наш предыдущий опыт общения с учителями музыки. Пока за дело не взялась мама, толку не было. Особому ребёнку нужен особый подход, конечно же. И не только в музыке, по любому предмету. На прошлой неделе, например, мы навёрстывали пробелы по "Я и Украина". Я учила Женю определять температуру воздуха, понимать, что такое "плюс", "минус", "выше нуля", "ниже нуля". Предполагается, что обычному ребёнку это достаточно один раз объяснить. Если этим руководствоваться,то вмиг можно было бы отнести Женю к не обучаемым. Что же делаю я? Я рисую термометр и ксерю его 25 раз! Этими термометрами мы обклеили всю тетрадку. Каждый из них показывал разную температуру. На 15-м градуснике я поняла, что до сына материал "дошёл". Сегодня по дороге в школу я обратила его внимание на то, что на траве лежит иней.
--Мороз,--говорю,--на траве. Видишь? Мороз--это какая температура? Выше или ниже нуля?
--Ниже, --не задумываясь. отвечает Женя.
Затраты на полученный результат--несколько гривен на ксерокс.
Я завела машину, чтобы ехать домой. Женя не дал мне тронуться, возмущённо напомнив : "Покреститься!" . Ввиду дефектов речи, я не сразу поняла. что он хочет. Сын повторил: "Покреститься! Лоб, живот, Святого Духа, аминь" Какая наблюдательность! Ведь действительно, перед тем, как ехать далеко (а дорога в школу туда-сюда 100 км), я крещусь перед иконкой св. Николая на торпеде. А тут забыла! Думаю, эта наблюдательность во многом помогает ему учиться жить.
И последняя радость на сегодня. Когда наконец доехали домой и рухнули в постель, обнялись с сыном, и я рассказала ему сказку. Довольно длинную, непростую. К сожалению, мы давно не читали сказок, очень давно. А раньше. когда читали, каждую сказку я адаптировала для лучшего понимания. Кроме наличия иллюстраций, важное требование -- в читаемом тексте не должно было быть слов, которых Женя не знал бы. Поэтому тексты сокращались и переделывались. А без опоры на наглядность, на книги, я вообще никогда не рассказывала ему сказок. Сегодня это случилось впервые. И вот, я понимаю, что Женя понял оригинальный текст от начала до конца. В сказке не было ни единого незнакомого слова. Неужели мы доросли до этого? Мне трудно передать нахлынувшие чувства. А сын тем временем заинтересованно округлил свои раскосые глаза и просил рассказать ему эту сказку ещё и ещё...
Может мой комментарий и не очень вам нужен: вы уже делаете, то что вы делаете! И думаю, не собираетесь сдаваться просто так.
ОтветитьУдалитьНо все таки хочется пожелать вам не терять присутствия духа и успехов вам и вашему сыну!
Большое спасибо!!!
ОтветитьУдалитьТолько дошло название блога- надо же "И всё-таки наш..." один из моих любимых рассказов Брэдбери в детстве. Очень "человечный".
ОтветитьУдалитьВ самом начале блога есть объяснение названию:). Я, к своему стыду, в детстве этот рассказ не читала....
Удалитьты молодец, я бы, пожалуй, отбила бы охоту такие вопросы задавать. да я и изначально видела, что мне боятся задавать вопросы. Я сама давала информацию, которую считала нужным дать. Но постепенно сузила круг общения... до минимума, так, что сейчас это несколько человек, которые живут очень-очень далеко, и общение происходит онлайн, и - специалисты, которые занимаются моим ребенком. Об этом нисколько не жалею. Так сложилось - люди предпочли не поддерживать связь, потому что не знали, как себя вести. А я не дала себе труда объяснять. Просто не осталось ничего общего.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что пишешь о своих методах. Даже история о понимании температуры - я бы до такого не дошла, мне сложно перестроить свою психику на такую линию, а ты педагог, ты молодец! И такие истории мне тоже помогают понять, как учить Катю.