пятница, 22 ноября 2013 г.

Ахи-страхи и борьба с ними

О страхах сынули можно было бы писать, наверное, в каждом повествовании о наших культурных мероприятиях, так как  поведение Жени зачастую связано с его страхами. А боится он шумных, людных мероприятий с  громкой музыкой и врачей-стоматологов.
Впервые мы столкнулись с проявлением сильного страха, когда в дошкольном детстве решили посетить кукольный театр. Спектакль я выбрала самый лёгкий для восприятия, по мотивам известных сказок "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок". Назывался спектакль "Жили-были". К сожалению, я не учла, что спектакль в театре существенно отличается сценарием от самой сказки. По сути, знакомыми были только герои, но не сюжет. А всё незнакомое Женя воспринимает болезненно. Как только в зале потух свет, Жека съёжился. А когда  заиграла громкая музыка, сын начал хвататься за меня и проситься в туалет. Тот самый случай, когда штаны можно намочить от страха. Я вышла с ним в туалет, но этим дело не закончилось,потому что он просился туда постоянно,просился с перепуганными глазами и плакал. Минут через 20-30 мы покинули театр. Конечно,я была тогда расстроена,что не смогу приобщить ребёнка к театральному искусству. Слава Богу, что кукольные представления проводятся едва ли не каждую неделю в детских садах. Приезжают настоящие кукольные профи, привозят ширму и все декорации, но на этих спектаклях не выключают свет и не врубают громкую музыку. Кроме того,они не длятся долго. Благодаря таким спектаклям в детском саду и в районной детской библиотеке мой сын полюбил театр. Года через два я решилась снова пойти с ним  на кукольное представление.Уже наученная горьким опытом,на подобные мероприятия я надеваю Жене памперс. К сожалению, не могу вспомнить,на какой спектакль мы ходили второй раз,но перенёс его Женя уже совсем не так, как в первый раз. К этому времени он повзрослел и пытался самостоятельно справиться со своим страхом.Он  прижимался к креслу, почти не дышал, по назначению использовал памперс, даже не заметив,как уписался, время от времени пытался спрятать лицо в складках моей одежды, но уже заинтересованно наблюдал за представлением. Иногда спектакль так увлекал Женю,что на несколько минут он забывал, что ему страшно. Когда представление закончилось, сын быстрее потянул меня домой, но дома снова попросился в театр. Со стороны очень явно видно было борьбу страха и интереса. Эта борьба продолжается до сих пор, и мне кажется, что Женя получает какое-то удовольствие,когда хоть на шаг продвигается вперёд,хоть на несколько минут побеждает свой страх. После этого похода в кукольный театр я обратилась за помощью к коллеге,детскому психологу. Было интересно услышать её мнение по поводу того,стоит ли дальше мучить Женю театрами,если ему там страшно. Она ответила,что да, стоит надевать подгузник и идти в театр снова и снова. В эффективности её совета мы убедились чуть позже на примере посещения стоматолога. Многократно повторяющийся стресс действительно перестаёт быть чем-то ужасным для ребёнка, теряет свою силу.
 Спектакль детского театра "Тимур", рассчитанный на взрослую аудиторию, Жека перенёс абсолютно спокойно, хоть и не понял. Там не было громкой музыки, а на сцене разговаривали обычные люди своими голосами.
Потом у нас ещё был выход в театр оперы и балета на "Лебединое озеро". Несмотря на то, что была музыка и тёмный зал, Жека с удовольствием смотрел балет,наблюдал за танцующими.
Одним из самых запоминающихся "ужасов" стал дельфинарий, а точнее представление в нём. Громкая музыка и обилие людей сделали своё злое дело—праздник был испорчен. Результат—лопнувшие капилляры на лице от крика и мокрые штанишки. Решили, что больше не пойдём.
Очередной стресс принесло сынуле моё необдуманное решение взять его на центральную площадь города смотреть фейерверк.
Последний ужастик--это органный зал. О посещении органного зала я недавно писала в этом блоге. Придя домой,тоже решила не водить туда больше ребёнка. но каково же было моё удивление,когда через три дня Женя сам предложил поехать "слушать Баха". Значит,это действительно так! Ему нравится побеждать свой страх. Как же я его понимаю! Сама такая.
Сейчас даже вспомнила,что мой самый большой страх--боязнь воды--мы победили с Женей вместе. У меня было уже 7 месяцев беременности, когда я проплыла свои первые 30 метров в бассейне. Состояние, которое накрыло меня в тот вечер, невозможно забыть. Это было действительно состояние победителя! Понимаю, почему богиня победы Ника с крыльями. В тот вечер и я едва не летала. Кстати,Женя не боится воды с самого рождения. Есть ли в этом какая-то связь с моей победой--не знаю.
Отдельной темой в списке Жениных страхов стоят стоматологи. Отдельной--это потому что он их уже почти не боится. Первые посещения врача сопровождались болью, криком, плачем, лопнувшими капиллярами по всему лицу и мокрыми штанами. Женю держали три человека, но зубы лечили. Настал и мой черёд лечить себе зубы. Жеку я взяла с собой, надеясь, что он посидит тихонечко,подождёт меня. Сын действительно подождал меня. И когда ждал, он не издал ни звука. Но! Оказалось,что он всё равно испытывал стресс,когда мне лечили зубы. Женя снова намочил штаны. А памперс в этот раз я не догадалась ему надеть, так как к врачу вела не его, а себя. Совсем не думала,что он так распереживается. Тем не менее, подождав меня, Жека попытался и сам сесть в стоматологическое кресло. Как я поняла, ему было важно снова ощутить себя в роли пациента, но иметь возможность в любую минуту встать и уйти. Он и до сих пор всегда пробует себя в этой роли, когда зубы лечат маме. С тех пор я стала надевать сыну подгузник и тогда,когда брала его с собой к стоматологу в качестве сопровождающего и ожидающего. И вот...о чудо! Недавно подгузник остался сухим. На следующий день я не  надела его совсем, и штаны тоже сохранились сухими. Женя, многократно ожидая меня у врача, имея возможность посидеть в стоматологическом кресле, и при этом не видя для себя опасности, "излечился" от своего страха.


Комментариев нет:

Отправить комментарий